Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Невьянского городского округа детский сад №44 «Солнышко» с корпусом №2 «Калинка» Согласовано и принято на Педагогическом совете МБДОУ д/с №44 "Солнышко" Протокол №_____ от _____________ Председатель Педагогического совета ______________ Т.Ю. Замоткина Утверждено: Приказ от ____________№____ заведующего МБДОУ д/с №44 «Солнышко» ___________А.Г. Рыжкова Положение о разновозрастной группе 1.Общие положения Настоящее Положение разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Невьянского городского округа детский сад № 44 «Солнышко» с корпусом № 2 «Калинка» (далее — Учреждение) в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660 – 10; Уставом Учреждения; Методическими указаниями Минздрава СССР "Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях" (утвержденными Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 12 августа 1987 года № 4419-87); Положение регулирует деятельность разновозрастных групп общеразвивающей направленности для детей: от 1 года 6 месяцев до 3 лет 0 месяцев с 3 лет 0 месяцев до 5 лет 0 месяцев с 5 лет 0 месяцев до 7 лет 0 месяцев с 3 лет 0 месяцев до 7 лет 0 месяцев (далее – разновозрастная группа). Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом заведующего Учреждением. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи разновозрастной группы Целью деятельности разновозрастной группы является всестороннее формирование и развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей в условиях разновозрастной группы. Основными задачами разновозрастной группы являются: наиболее полный охват детей бесплатным дошкольным образованием, реализация равных возможностей получения дошкольного образования детьми; охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование заботливости, самостоятельности, правильных взаимоотношений в коллективе, интереса детей к совместным играм и общим занятиям; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 3. Порядок комплектования разновозрастной группы Разновозрастная группа открывается на основании приказа заведующего учреждением и может быть сформирована как на учебный год, так и на летний период. Разновозрастная группа создается при наличии необходимых материальнотехнических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных средств) и организуется в помещениях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности, оснащенных необходимым игровым и спортивным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и материалами, соответствующими возрасту детей и реализуемой программе. Прием детей в разновозрастную группу Учреждения оформляется приказом заведующего Учреждения. 4. Организация и проведение режимных моментов Организация режима дня. Режим дня разновозрастной группы должен оказывать развивающее воздействие на всех детей, способствовать их гармоничному развитию. При наличии в составе группы детей двух возрастов за основу берѐтся режим дня более старших детей, режимные моменты с младшими детьми начинают на 5 – 10 минут раньше, чем со старшими. В разновозрастной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой, например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна). При наличии в составе группы детей трѐх возрастов за основу берѐтся режим дня детей среднего возраста, с младшими детьми деятельность начинают раньше, со старшими позже. Прогулка детей разновозрастной группы на улице организовывается в соответствии с Положением об организации прогулок с воспитанниками учреждения, утверждѐнным приказом заведующего учреждения. Прогулка на улице не проводится при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту младших детей разновозрастной группы. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время года - в хорошо проветренном помещении. При соблюдении рекомендуемого режима дня в разновозрастной группе длительность сна и бодрствования, ритмичность их смены отвечают анатомофизиологическим особенностям всех детей в группе. 5. Организация воспитательно-образовательного процесса Содержание воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах строится в соответствии с образовательной программой, разработанной в учреждении и утверждѐнной Педагогическим советом. Для рационального построения образовательного процесса воспитатель формирует списки подгрупп детей по возрасту. При разработке учебного плана разновозрастной группы часы учебной нагрузки рассчитываются для каждого возраста детей отдельно; при календарном планировании занятий следует предусмотреть межпредметные связи и связь с игровой деятельностью детей. В расписании непосредственно образовательной деятельности разновозрастной группы время проведения фронтальных физкультурных, музыкальных занятий, занятий по изобразительной деятельности рассчитывается в соответствии с требованиями р. 12 СанПиН 2.4.1.2660-10 по старшему возрасту детей, находящихся в группе; время проведения занятий познавательного цикла рассчитывается в соответствии с требованиями р.12 СанПиН 2.4.1.2660-10 для каждого возраста отдельно. В зависимости от вида занятий, их содержания допустимы занятия по подгруппам или форма "подключения" к занятиям детей, отличающихся по возрасту, то есть ступенчато. Первое занятие начинают со старшими детьми и постепенно, в соответствии с возрастной длительностью занятия, подключают более младших детей (например, 9.15 - 9.40 - 6-й год жизни; 9.30 - 9.50 - 5-й год жизни). Второе занятие также начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими (например, 9.50 - 10.15 - дети 6-го года жизни; 10.00 - 10.15 - дети 5-го года жизни). После одновременного окончания двух занятий в разновозрастной группе детей 5-7 лет детей младшего возраста под наблюдением няни одевают на прогулку, а со старшими проводят третье занятие. Возможно, что после одновременного окончания второго занятия детей 7-го года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с детьми 6 года жизни занимаются художественной литературой. В середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5 2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов следует организовать подвижные игры малой и средней интенсивности. Большое гигиеническое значение имеет рациональное планирование самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная работа детей должна находиться под контролем воспитателя и предусматривать чередование различных видов деятельности, статической и динамической нагрузки, переключение внимания детей. Формами организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах являются фронтальные (физкультурные, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности), подгрупповые (занятия познавательного цикла), индивидуальные занятия, игровая деятельность. При организации фронтальных занятий обучающие задачи ставятся для детей каждого возраста отдельно в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста. Продолжительность занятия зависит от возраста детей - начинается со старшими детьми с постепенным подключением к занятию детей среднего и младшего возраста. При одновременном начале занятие для детей среднего и младшего возраста заканчивается раньше в соответствии с требованиями р.12. СанПиН 2.4.1.2660-10. 6. Распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя Согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя разновозрастной группы важна для осуществления всех видов деятельности на высоком педагогическом уровне. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно, но больше всего - при завершении одних режимных моментов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на прогулку и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур. Основное содержание работы воспитателя и младшего воспитателя при проведении режимных моментов. Режимные процессы Деятельность воспитателя Деятельность младшего воспитателя Приѐм детей Принимает и осматривает, детей, беседует с родителями. Проветривает и убирает помещение. Утренняя гимнастика Проводит утреннюю гимнастику. Готовит столы к завтраку. Завтрак Организует подготовку к завтраку. Проводит завтрак, готовится к занятиям. Получает завтрак, раздаѐт пищу. Убирает посуду вместе с дежурными. Моет посуду. Занятия Организует и проводит занятия. Организует игры детей, не участвующих в занятиях, помогает дежурным (старший дошкольный возраст) подготовиться к занятию. Прогулка Выходит на прогулку с младшими детьми. Организует деятельность Помогает одеваться на прогулку младшим детям. всех детей. Приводит с прогулки старших детей. Помогает одеваться старшим детям. Выводит старших детей на прогулку к воспитателю. Проветривает и убирает помещение. Приводит с прогулки младших детей, помогает им раздеваться. Готовится к обеду. Обед Руководит подготовкой детей к обеду, проводит его Получает обед, раздает пищу, участвует в его организации и проведении. Сон Постепенно укладывает детей спать, Убирает посуду вместе с создает условия для спокойного сна. дежурными. Моет посуду. Наблюдает за сном детей. Убирает помещение. Подъѐм Проводит постепенный подъем детей Помогает проводить и закаливание. закаливание, одевает младших детей, убирает постели. Полдник Организует полдник. Получает полдник, раздает пищу. Участвует в проведении полдника, убирает и моет посуду. Занятия или совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность детей Организует и проводит занятия или организует деятельность детей согласно плана: - игровая деятельность; - индивидуальная работа; - коллективный труд; - вечер досуга 1 раз в неделю. Организует игры детей, не участвующих в занятиях, помогает дежурным подготовиться к занятию или играет с детьми. Ужин Руководит подготовкой детей к ужину, проводит его. Получает ужин, раздает пищу, Участвует в проведении полдника, убирает и моет посуду. Прогулка Выходит на прогулку с младшими детьми. Организует деятельность всех детей. Беседует с родителями. Организует уход детей домой. Помогает одеваться на прогулку младшим детям. Помогает одеваться старшим детям. Выводит старших детей на прогулку к воспитателю. Убирает помещение. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)