Гармония развития (2)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44 "Солнышко" с корпусом №2 "Калинка"

Интегрированная программа интеллектуального,
художественного и творческого развития личности дошкольника
"Гармония развития"

г. Невьянск
2022

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

1.4. Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование
Список литературы

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Ориентация на творчество является мировозренческой установкой
современного воспитания и образования. Совершенствование личности
дошкольника предполагает развитие у него разнообразных способностей,
положительного отношения к миру, разнообразных умений, которые в
основе своей более мощно развиваются в продуктивной деятельности.
Организация творческого процесса детей лежит на плечах педагога, который
всегда является сотворцом, внимательным собеседником, советчиком,
доброжелательно оценивающим

малейшие

успехи ребенка

на

этапе

познавательной деятельности и в процессе замысливания образа, выполнения
и его завершения – получение продукта.
«Гармония развития» — альтернативная программа, ее глубина и
целостность обеспечиваются опорой на теорию Л.С. Выготского «О
культурно-историческом

развитии

психики».

Автор

рассматривает

изодеятельность, как центральное звено и ведущее средство освоения
культуры человечества.
Программа

отличается

ярко

выраженной

гуманистической

направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и
продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный
полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого
содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей
растущих возможностей активного познания, создания и преобразования
действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше
показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию,
размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками.
В основе программы — деятельностный подход к воспитанию, который
интегрируется с природоведческой, речевой, математической, игровой,
трудовой, изобразительной деятельностью и видами искусств (литература,

изобразительное, пантомимическое, народное творчество). Это позволяет
принципиально по-новому организовать творческий процесс ребенка и весь
педагогический процесс в целом. Ребенок дошкольного возраста на всех
возрастных уровнях вовлекается в продуктивную познавательно-творческую
деятельность, где выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым
и через различные способы и формы включается в освоение художественного
опыта, а с другой — пробует себя в качестве художника-творца.
При этом развитие навыков изобразительной деятельности отнюдь не
является самоцелью и критерием развития. Занятия изодеятельностью
используются в первую очередь для развития системы отношений к
окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для
познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т.е. именно для
развития личности.
Природа, окружающий мир рассматриваются как сильнейшие средства,
способные завладеть вниманием и чувствами детей, пробудить доброе
отношение, восхитить, удивить его. Образы, представления и чувства,
пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения
образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании
ребенка.

1.2. Цели и задачи программы
Основная идея программы предполагает:


всестороннее, гармоничное развитие ребенка 1,6—7 лет;



сохранение и укрепление физического и психического здоровья;



равноценное

развитие

интеллектуальной,

эмоциональной и

нравственно-волевой сфер личности;


создание необходимых условий для всемерного раскрытия

творческого потенциала ребенка и педагога.
Ведущая идея программы — целостное развитие личности через
раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности.
Программа построена с учетом возраста детей по принципу ступеней и
блоков, располагающихся по горизонтали и вертикали одновременно, и
предусматривает

работу

по

двум

взаимосвязанным

направлениям:

накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть,
услышать, обыграть) и реализацию этого опыта в условиях самостоятельной
творческой деятельности ребенка (сделать, создать).
Программное содержание разделено на пять блоков.
1. Реальные объекты мира (живая — неживая природа, человек,
животные, растения, здания, транспорт).
2. Вторая натура (художественные изображения — живопись, графика,
скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).
3. Звучащее искусство (музыка, поэзия, проза, фольклор).
4. Спортивно-двигательная, пластическая и театрализовано-игровая
деятельность (пантомима, спортивные и дидактические игры, драматизация).
5. Собственно продуктивная изобразительная деятельность (рисование,
аппликация, лепка, конструирование).
Большой удельный вес в интеграции принадлежит природоведению.
Программа определяет ряд педагогических условий, помогающих ребенку
самостоятельно и с помощью взрослого познать окружающий мир, себя и
развить умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.

Программа позволяет решать задачи:


познания мира и себя в нем через открытие свойств (явлений),

качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними;


развития способности к сопереживанию, сочувствию, общению с

живыми и неживыми объектами;


восприятия, мышления, памяти, воображения, фантазии, умения

целенаправленно включаться в творческий процесс.

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного
процесса
Программа интеллектуально- художественного и творческого развития
личности ребенка строится на принципе интеграции различных по
содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что на новой
основе организует как саму изобразительную деятельность, так и весь
педагогический процесс в целом. Заданностью определенных педагогических
условий мы помогаем ребенку самостоятельно и с помощью взрослых
созданные человечеством материальные и духовные ценности, познать мир и
себя в нем, развить способность строить свои взаимоотношения с миром
(вещей, явлений, объектов).
Ориентированная прежде всего на творчество ребенка программа в то
же время обращена к педагогу и дает ему не только широкие возможности
для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих
эффективность

развития

личности

дошкольника

с

учетом

его

индивидуальных особенностей, но и перестраивает его собственное
мышление, что позволяет ему с максимальной пользой реализовать идею о
субъектной позиции ребенка в познавательно- творческой деятельности,
характеризуемой мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы
действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее
приделы, творчески варьируя и прогнозируя результат.
Программа
предложенной

дает

педагогу

основе

иного

основание
вариативного

для

конструирования

содержания,

на

наиболее

приспособленного к условиям детского сада, группы и задачам развития
личности ребенка.
Программа построена с учетом возраста детей по принципу ступеней и
блоков, располагающихся по горизонтали и вертикали одновременно.

1.4.

Планируемые результаты

Результат детской деятельности (рисунок, аппликация, лепка) в
условиях осуществления программы «Гармония развития» получается
выразительным, оставляет сильные впечатления в душе ребенка и взрослого.
Анализируя детскую продукцию, педагогу следует позаботиться о том, чтобы
ребенок смог увидеть и пережить изображенное, оценить состояние,
настроение, определить соотношение главных и второстепенных предметов.
Ребенок раскрывается в речи, описывая содержание рисунка, лепки,
аппликации. Важно «зажечь» его, пробудить воображение, фантазию,
интерес к придумыванию обстоятельств жизни образа. Если эта работа
ведется постоянно, в системе, то постепенно у ребенка к старшему
дошкольному

возрасту

развивается

способность

к

творческому

рассказыванию. Отталкиваясь от увиденного в рисунке, он способен не
только описать реально изображенные факты жизни, но определить
состояние, настроение, действия, мотивы поведения образа в прошлом и
прогнозировать предполагаемые события, поведение его в будущем.
Воспитатель в этих условиях является заинтересованным, внимательным
слушателем, умело пользующимся различными приемами для поддержания
беседы и интереса ребенка к ней. Это является важным условием для
осуществления

тренинга

психических

процессов,

таких

как

речь,

воображение, фантазия.
Результат изобразительной деятельности оказывает эмоциональное
воздействие на чувства, душу ребенка. Сам материал, его многоцветие,
выразительность средств дает удовлетворение и вызывает чувство радостной
приподнятости и удовлетворения. Ребенок любит свою работу, гордится ею и
ждет положительной оценки.
Ребенок постепенно будет подниматься на новые ступени развития,
образовываться личностно. А вместе с ним и педагог будет накапливать свой
профессиональный опыт и испытывать радость творчества.

2. Содержательный раздел
Основные направления развития детей младшего дошкольного
возраста. Познание мира и себя в нем через открытие свойств (явлений),
качеств, признаков предметов и экспериментирование с ними.
Развитие способности к сопереживанию, сочувствию и общению с
живыми и не живыми объектами.
Развитие восприятия разных предметов (объектов, явлений),
мышления, памяти, воображения, фантазии, умения целенаправленно
включаться в творческий процесс по средствам физических и словесных
действий.
Проявление двигательной активности на занятиях и в повседневной
жизни при формировании оптимальных для этого условий; развитие
крупной и мелкой мускулатуры.
Развитие разнообразных способностей, выраженное в умении
присваивать интеллектуальный, социальный, художественный опыт;
участие в творческом процессе в роли исследователя, создателя образа
(-ов), исполнителя проектов. Активное применение в новых для себя
условиях приобретенных ранее знаний и умений, полученных в процессе
знакомства с творческой деятельностью художника, освоение навыков
словесной оценки своего и чужого замысла, исполнения и результата
художественного труда.

2.1.
Месяц

Тема

Перспективное планирование
Содержание

Количество
часов

Блок: растения, НАБЛЮДАЯ, оживить.
явления
Нежно прикасаясь, вдыхая аромат,
природы
слушая звуки, рассматривая форму
и цвет, делать открытие мира и
осознавать себя в нем.
Развитие внимания,
анализирующего восприятия,
эстетические эмоции, добрые
чувства, трудовые навыки
УВИДЕТЬ темы наблюдений в
произведениях художников,
скульпторов, народных мастеров.
Понимать то, что видел в
окружающем мире, чему
удивлялся при восприятии
природы, с чем играл, что можно
увидеть в картинках.
Развитие наглядно- образного
мышления, художественное
восприятие, анализ.
РАЗМЫШЛЕНИЕ о замысле при
Сентябрь/октябрь
создании образа растений и
явлений (объектов) природы.
Постепенное формирование
умения отвечать на вопросы.
Развитие анализирующего
мышления, внимания, внутренней
речи, интереса.
СДЕЛАТЬ (собственная
деятельность детей). Накопленные
зрительные образы и
представления детей о растениях и
природных явлениях служат
хорошим основанием для
наилучшего осознания ребенком
своего замысла и проявления
интереса к созданию образа в
деятельности.
Сентябрь

4

2

2

2

Октябрь/ноябрь

Блок: мир
животных.

ВОПЛОЩЕНИЕ замысла.
Проявлять непосредственность и
элементарную самостоятельность в
деятельности.
Развитие анализирующего
восприятия, «внутренняя» и
«внешняя» речь, устойчивый
интерес, волевая направленность.
ОЦЕНКА результата. В процессе
рассматривания образа, педагог
побуждает детей к высказыванию
суждений, подводит к осознанию
своих чувств.
Развитие воображения, интереса,
удовлетворения от деятельности.
«Очеловечить» животных,
наблюдая их в различных
проявлениях. В процессе
наблюдения уметь испытывать
чувство удовольствия от
созерцания, общения с животным
миром.
Развивать внимание, доброту,
сенсорный опыт, эмоциональную
отзывчивость.
УВИДЕТЬ тему животных в
изображении художников,
скульпторов, народных мастеров.
Узнавать в иллюстрации, картинке
животное и выражать к нему свое
отношение. Развивать восприятие,
образное, ассоциативное
мышление, сравнение, речьописание, наблюдательность.
«УСЛЫШАТЬ» и рассказать о
животном (в музыке, поэзии,
фольклоре «услышать» различные
проявления образа животного).
Слушая музыкальные
произведения, узнавать голоса
животных. Угадывать, кто говорит
и в каком он настроении.
Развитие эмоций, слухового
внимания, ассоциативного
мышления, пополнение словарного

2

2

4

3

2

Декабрь

Декабрь/ январь

Блок: мир
человека.

запаса.
ОБЫГРАТЬ образ животного в
движении, мимике, в
дидактической игре, театре.
Развивать способность к
подражанию, создавать с помощью
пластики и ритма движения образ
животного в определенном
состоянии. Выполнение игровых
заданий для формирования
способности обобщать.
РАЗМЫШЛЕНИЕ о замысле.
Формировать положительную
установку на занятие, умение с
помощью педагога представлять
конечный продукт, способность к
самовыражению, волевые усилия,
память, интерес
ВОПЛОЩЕНИЕ замысла. Уметь
реализовать образ- представление
в рисунке, лепке, узоре,
аппликации.
Развивать память, внимание,
познавательный интерес.
ОЦЕНКА результата. Полученный
продукт деятельности должен
иметь свое предназначение.
Формировать у детей
положительные чувства к процессу
и результату собственной
деятельности в конструировании,
лепке, рисованию, аппликации.
ОДУХОТВОРИТЬ человека,
наблюдать его в различных
проявлениях. Вычленять части
тела и их назначение.
Развивать ощущение,
анализирующее восприятие,
внимание.
УВИДЕТЬ человека в
произведениях изобразительного
искусства: живописи, скульптуре.
Увидеть олицетворение человека в
сказочных героях.
Развивать внимание,

2

2

2

2

4

2

Январь/февраль

анализирующее восприятие,
ощущение.
«УСЛЫШАТЬ» о человеке в
музыке, поэзии, прозе, фольклоре.
Формирование умения слушать,
представлять образ, устанавливать
простейшие связи между
слушанием и возникающими
чувствами.
Развивать внимание,
эмоциональную отзывчивость,
ассоциативное, образное
мышление.
ОБЫГРАТЬ образ человека в
движении, дидактической игре,
драматизации.
Развивать способность к
подражанию, изображать мимикой,
движением элементарные действия
простых игровых персонажей.
Уметь обыгрывать действия
понарошку: понюхать
воображаемый цветок, испугаться,
изобразить походку.
РАЗМЫШЛЕНИЕ о замысле.
Формирование представлений о
том, как изобразить: с чего начать,
куда вести линии, где и как
располагать части.
Развивать наглядно- образное,
пространственное мышление,
память, элементы планирующего и
анализирующего мышления.
ВОПЛОЩЕНИЕ замысла. Диалог
педагога с детьми учит их
осмыслять этапы работы,
понимать, какие физические и
умственные действия следует
производить.
Развивать внимание, мышление,
переживание положительных
эмоций, мелкую моторику рук.
ОЦЕНКА результата.
Формирование у ребенка
осознания тех средств, которые

2

2

2

2

2

Февраль/март

Март/апрель

Блок: здания.

позволили ему получить
выразительный результат (цвет,
линия, композиция и пр.).
НАБЛЮДАЯ, понять, что на
улицах города «живут» дома.
Формировать представление об
определенном назначении зданий,
выделять различия в их строении,
виде (какие они), определять, кто в
них живет.
УВИДЕТЬ образ в изображении
художников, дизайнеров,
народных мастеров.
Рассматривать дома в
реалистической и сказочной
трактовках, выполненных в
плоскостном и объемном виде.
Развивать анализирующее
восприятие, внимание.
«УСЛЫШАТЬ» реальный и
воображаемый образы дома в
музыке, поэтическом слове, прозе.
Развивать способность «слышать»
содержание и представлять
совершаемые действия.
ОБЫГРАТЬ образ в дидактической
игре, театрализации.
Развивать наглядно- действенное,
образное мышление, имитация,
звукоподражание.
СДЕЛАТЬ (собственная
изобразительная деятельность
детей).
Развитие образного мышления,
мелкой моторики рук.
РАЗМЫШЛЕНИЕ о замысле.
Информация, накопленная о
домах, позволяет ожидать
заинтересованного отношения к
задаче изобразить эти предметы с
помощью разных материалов.
Развитие планирующей функции
мышления, речи, познавательного
интереса.

4

2

2

2

2

2

ВОПЛОЩЕНИЕ замысла. Замысел 2
может возникать в конце работы.
Увидев изображение, ребенок по
побуждению взрослого узнает и
называет его.
Развитие познавательного
интереса, самооценки,
взаимопомощи.
ОЦЕНКА результата.
2
Поддержание стремления детей
рассказать о том, что он изобразил
в рисунке, лепке, аппликации,
конструкции.

Апрель

Май

Блок:
транспорт

НАБЛЮДЕНИЕ. Формировать
представления об определенном
назначении транспорта.
Развитие внимания, памяти,
анализа, обобщения.
УВИДЕТЬ образ в изображении
художников, народных мастеров.
Рассмотреть различные виды
транспорта, сравнение по
величине, отличительные признаки
различного вида транспорта.
Развивать анализирующее
восприятие, внимание,
познавательный интерес.
«УСЛЫШАТЬ» реальный и
воображаемый образы машин.
Развитие образного мышления,
внимания, речи- описания.
ОБЫГРАТЬ образ транспорта.
Изобразить в движении, мимике,
звуках, дидактической игре.
Развитие наглядно- действенного
мышления, звукоподражание,
имитация.
СДЕЛАТЬ (собственная
изобразительная деятельность
детей)
Развитие образного мышления,
мелкой моторики рук.
РАЗМЫШЛЕНИЕ о замысле.

2

2

2

2

2

2

Формирование внутренней логики
продвижения к цели.
Развитие планирующей функции
мышления, речи, познавательного
интереса.
ВОПЛОЩЕНИЕ замысла.
Тактичная и осторожная
поддержка ребенка в его
намерении получить результат.
Развитие познавательного
интереса, самооценки,
взаимопомощи.
ОЦЕНКА результата.
Поддержание стремления детей
рассказать о том, что он изобразил
в рисунке, лепке, аппликации,
конструкции.

2

2

Список литературы
Воробьева Д. И. Гармония развития: Интегрированная программа
интеллектуального, художественного и творческого развития личности
дошкольника. 3-е изд., - СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003 г. – 144 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».