программа Синтез

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Невьянского
городского округа детский сад № 44 "Солнышко" с корпусом №2 "Калинка"

Дополнительная образовательная программа

«Синтез»

Авторы программы: К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан.
Рекомендована Министерством образования РФ.

г. Невьянск
2021

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка........................................................................................
1.2Цели и задачи программы............................................................................
1.3Принципы и подходы в организации образовательного процесса............
1.4Планируемые результаты..........................................................................
2. Содержательный раздел.....................................................................
2.1 Перспективное планирование.............................................................
3. Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение…………………………………………..
3.2 Интернет-ресурсы…………………………………………………
3.3 Список литературы………………………………………………

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования
признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в
ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Все чаще говорится о
необходимости формирования личности через культуру о воспитании
человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать
ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни в детском саду и
в семье дети не получают возможности соприкасаться с подлинными
шедеврами

мировой

музыкальной

культуры.

В

детском

саду

они

воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку
репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети
слышат, как правило, лишь развлекательную музыку. В результате ребенок в
дошкольном детстве, сензитивном к усвоению опыта, не может постичь,
подобно

освоению

родного

языка,

семантику

музыкальной

речи,

«интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Разработанная
автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и
младшем

дошкольном

возрасте,

музыкально-интонационного

опыта

восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности,
подобно

овладению

ребенком

речью.

Теоретико-методологическим

фундаментом программы явились философские и психолого-педагогические
концепции о поисках синтеза познавательной, ценностно-ориентационной и
творческой деятельности и общения в процессе освоения человеком
культурных ценностей.
Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др.
интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия
детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее

содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и
художественной культуры в целом.
Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия
детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее
содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и
художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип
интегрированного

подхода,

при

котором

музыкальные

произведения

рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного
искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом
искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные
детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с
камерной

и

синтетические

симфонической
жанры

музыкой

музыкального

в

обучении

искусства

-

используются

опера

и

балет.

Рекомендована Министерством образования РФ.
В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором
музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с
произведениями изобразительного искусства и художественной литературы.
При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В
программу вошли доступные детям произведения классического искусства и
фольклора.
Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении
используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.
«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе
синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов
программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних
этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных
характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального,
ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности

искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез
дает возможность соединения различных искусство в интересах их
взаимообогащения, усиления образной выразительности»
Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком
произведений

любого

искусства

возможны

только

при

наличии

элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого
рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте,
поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и
синкретический характер художественно-творческой деятельности»
Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки,
живописи, литературы, дающей большие возможности для развития
художественной культуры ребенка.
Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов
организации музыкальных занятий с детьми:
 Специальный подбор музыкального репертуара;
 Использование синтеза искусств;
 Использование на занятиях по слушанию музыки других видов
музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в
оркестре, дирижирования.

1.2Цели и задачи программы
Цели:
 Создание условий для развития предпосылок ценностно смыслового
восприятия и понимания произведений музыкального искусства,
восприятия

музыки,

реализации

самостоятельной

творческой

деятельности.
 Формирование

основ

музыкальной

культуры,

ознакомление

с

элементарными музыкальными понятиями, воспитание эмоциональной
отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать,
выполнять простейшие танцевальные движения.
2. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни,
музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и
эмоционально реагировать на содержание.
3. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание).
4. Вызывать активность детей при подпевании и пении, выполнение
ритмических и танцевальных движений.
5. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки, через
произведения искусства (музыки, живописи и литературы)

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Принципы:
Основной принцип построения программы - тематический. Данный принцип
позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с
жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует
поддержанию интереса к занятиям.
В дошкольном возрасте дети накапливают опыт представлений о первичных
жанрах на репертуаре классической и народной музыки, опыт музыкальной
деятельности.

1.4 Планируемые результаты
- Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности;
- Повышение их самооценки и уверенности в себе;
-Достижение

оптимальной

психологической

адаптированности

к

образовательному процессу;
-Формирование музыкальных, художественных умений и навыков;
-Развитие у воспитанников умения прислушиваться к песне, участие в пении;
-Развитие умения двигаться ритмично;
-Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и
сказочных образов;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера;
-Знать жанры искусства (музыка, литература, живопись)
-Музицировать на музыкальных инструментах;

Тематические блоки
Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и
даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 4 - 5
лет «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в
музыке», «Я учу ноты» и др.
Предлагаемые

в

программе

произведения

визуальных

искусств

не

ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях,
персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные
произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на
уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка,

стимулирует его образное мышление. Пейзажи А. Саврасова, И.Левитана,
И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной
увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной
картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).
Работа по программе предполагает вариативности

занятий.

Авторы

рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и
проводить его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с
программой

входят:

«Хрестоматия

музыкального

репертуара»,

«Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных
произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы. Программа
«СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах
и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и
общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для
детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи
отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими
возможностями старших дошкольников
В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и
«Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями
И.С.Баха, Й. Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе
программы

детям

предлагаются

две

музыкальные

сказки

–

балет

П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных
жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи
фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Формы реализации
Программа реализуется в форме организованной образовательной
деятельности. Занятия сюжетного характера, проходят два раза в неделю.
Возраст детей: с 4 до7 лет.

2. Содержательный раздел
Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать
занятия вокруг какого- либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и
облегчает

варьирование

их

видов.

Развитие

образной

речи

детей

предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Сюжетные
занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества разных
видах музыкальной и художественной деятельности.
2.1 Перспективное планирование
Месяц
Сентябрь

Тема
Природа в музыке

Кол-во
часов
2

1

1

Октябрь

Мой день

2

2

Ноябрь

Мой день

1

1

Методическое
Сопровождение
Слушание " Руззкие кукушки" , "
Дятел"К.Кикта, " Зайчик"Г.Галынин,"
Танец маленьких утят" А. Пярт,"
Слоненок"З.Левина.
Английская игра " Вновь солнышко
смеется"
Облака плывут А.Тач,Лес шумит,
Лесная тропинка, Домик на опушке, На
закате, Вечерняя прохлада Р.Леденев.
Д.Максимович " Облако"А.Майков "
Пейзаж", Н.Никитин" В синем небе
плывут над полями"
Ехали медведи, Колыбельная кошки
С.Слонимский.Чтение К Чуковский "
Тараканище", В.Маяковский "
Тучкины штучки", Т.Собакин " В мире
облаков"
Утренняя песенка Р.Леденев, " Я гуляю
без мамы и папы", " Считалка"
С.Слонимский,
" Драчун" В.Агафонников,
" Обидели"В.Агафонников.
" Сказки старой бабушки"
С.Прокофьев, " Под дождем"
С.Слонимский,
"Вышивание"Т.Островская,
Считалки из детского фольклора,Мой
приятель- зеленый лесок Н.Пивоварова
" Танечка, бай-бай" В. Агафонников,"
Колыбельная песня" А.Майков, "
Колыбельная ветра" С.Городецкий
Колыбельные песни
" Музыкальный ящик" Г.Свиридов, "

Декабрь

Январь

Русская матрешка

1

Русские народные
образы

1

Звонили звоны

1

Сказка в музыке

3

Сказка в музыке

2

2

Февраль

Сказка в музыке

2

2

Март

Сказка в музыке

4

Табакерка" В Агафонников," Шуточка
В.Селиванов," Сокровища южного
моря"С.Слонимский
" Городок в
табакерке"В.Одоевский,"Ракушки
М.Городицкая
"Матрешкины потешки"В.Берестов,"
Танец матрешек" А.Нагаев, "Перед
сном" Г.Свиридов," Часы с
кукушкой","Колыбельная"
И.Сельвинский"
" Гусли звончатые" В.Кикта," Гусляр
садко"," Оранжевый скоморох"
К.Кикта," Звонили звоны" Г.Свиридов,
Былина " Добрыня Никитич и Алеша
Попович", Садко" былина, Русские
народные потешки и прибаутки,
"Веснянка"Д.Локшин
С.Есенин " Колокол дремавший", "
Звонили звоны" Г.Свиридов, ," Сани с
колокольчиками" В.Агафонников, "
Тройка"В.Гаврилин, "Кадриль"
В.Агафонников, "Парень с
гармошкой"Г.Свиридов
Знакомство со сказкой -балетом
П.Чайковского "Щелкунчик"увертюра и марш,появление
Дроссельмеера сцена у елки, мыши,
битва, превращение щелкунчика, мари
и принц
Волшебный город Конфеттенбург,
танцы : кофе, чай, трепак ,танец
пастушков. Заключительная сцена.
Знакомство со сказкой - оперой
"Сказка о царе Салтане" Н.Римский Корсаков,сказка А.Пушкин" Сказка о
царе Салтане вся, а потом к
музыкальным фрагментам ( 3 чуда)
Р.н.сказка " Василиса Прекрасная", "
Василиса Премудрая и морской
царь",фрагменты из оперы : море,
лебедь и коршун, город Леденец, 2
чуда- .Вспомнить еще чудеса в сказках.
Опера сказка " Снегурочка"
Н.Римский-Корсаков, чтение сказки,
обратить внимание на персонажей:
леший, Лель, Снегурочка, жители
Берендеевки, подружки снегурочки,
обрядовый праздник Масленица, дать
понятия ария, хор, пролог.
Знакомство с балетом сказкой "Спящая
красавица", чтение сказки, изучение

Апрель

Музыка бывает
разной

4

Май

Мы играем и поем

4

музыкального характера Фей и
сравнение с литературным
произведением, просмотр балета.
Сравнение образов фей.
В.Моцарт " Немецкие танцы"
И.Штраус " Полька -пиццикато"
Г.Свиридов" Старинный танец"
Г.Свиридов" Веселый марш" и "
Грустная песня",
Д.Шостакович " Танцы кукол"
П.Чайковский "Детский альбом"
И.Бах Органная музыка, оркестр и хор,
вокальная и инструментальная музыка.
Знакомство с музыкальными
инструментами программа "Наш
веселый оркестр"И.Каплунова, игра на
музыкальных инструментах

Изобразительная деятельность
Месяц

Тема

Кол-во

Изобразительная деятельность

часов
Сентябрь

Природа в музыке

2

«Река Мезень в районе больших
Нисогор» (слайд №1);
Т Винт. «Осень» (слайд №2);
З.Серебрякова «Пейзаж» (слайд №3).
«Лесной пейзаж» (слайд №4);
И.Шишкин. «Дубы» (слайд №5); «Лес»
(слайд №6) И.Шишкин, «Цветы на
опушке» (слайд №7); И.Остроухов,
«Золотая осень» (слайд №8).
М.Нестеров, «Вечер» (слайд №9)
Рисование «Мое осеннее дерево»

Облака плывут

Октябрь

Мой день

1

Рисование «И плывут по небу облака»

1

Аппликация»Такие разные облака»

2

Рисование «Мое настроение». «Как мне
нравиться осень»

2

Рисование «Осенний пейзаж» Золотая

осень в картинах художников.
Ноябрь

Мой день

1

И.Левитан, «Вечерний звон»
(фрагмент)(слайд №10); «Закат»(слайд
№11); Р.Судковский. «Закат на море»
(слайд №12)
Рисование «Закат».

1

Образцы народных вышивок
(слайд№13,14,15,16)
В.Конашевич, «бабушка с кошкой»
(слайд №17).
М.Алекс. «Старинный замок» (слайд
№18);
В.Серов, «Мика Морозов» (фрагмент)
(слайд №20) ;
Табакерки (слайд №21,22,23)
Подводный мир
(слайды№23.24,25,26,27,28,29,30.)

Русская матрешка

1

Матрешки и народные музыкальные
инструменты (слайды №31,32,33,34).
Старинные часы(слайды
№35,36,37,38.39.40).
Рисование «Семеновские матрешки»
.Рассматривание игрушки ,книжные
иллюстрации с изображением
матрешки.

Русские народные
образы

1

Гусли (слайд №41);Н.Рерих «Баян»
(слайд №42);
И.Голиков, «Слово о полку Игореве»
(фрагмент) (слайд№43).
В.Васнецов, «Гусляры» (слайд №44)
А.Тышлер, «Скоморох» (слайд №45);
Русские народные музыкальные
инструменты (слайд №;46,47). Русский
народный костюм в книжных
иллюстрациях художников .Рисование

«Русский сарафан»
Декабрь

Звонили звоны

1

Фрески Софийского собора в Киеве
«Скоморохи» (слайды №33,34).
Колокола и колокольни(слайды №5060)
И Левитан, «Вечерний звон»
(фрагмент) (слайд №10);
Звонари (слайд №16)
М.Чижов, «Праздник русской зимы»
(слайд «№61)
Б.Кустодиев, «Масленица» (фрагмент)
(слайд №62,63)
М.Чижов, «Праздник русской зимы»
(слайд №61)
В.Смирнов, «Праздник.21 век»
(слайд№64).
.Рисование «Колокольчик»

Сказка в музыке

3

Н.Ланкре , «Портрет танцовщицы
Камарго»,(слайд №93);
Д.Левицкий, «Портрет Нелидовой»
(слайд №94);
Дукль, «Бал» (слайд№95); Б.Кусдодиев
, «Дети в старинных кастюмах»(слайд
№96).

Январь

Сказка в музыке

2

Рисование «Новогодняя елка в доме
Мери», «Наш веселый Щелкунчик»

2

Знакомство со сказкой –оперой «Сказка
о царе Салтане».
И .Билибин , «Бочка по морю
плывет»(слайд №69).
В.Конашевич , «Лебедь и
коршун»(слайд №70)
И.Билибин, «Лебедь белая
плывет»(слайд №71);
И.Билибин,Концовка к «Сказке о царе

Салтане»(слайд №72)
И Билибин, «Город Леденец»(слайд
№73)
В.Конашевич, «Город Леденец»(слайд
№74)
В.Конашевич, «Белка»(слайд №75)
В.Конашевич, «Тридцать три
богатыря»(слайд №76)
М.Врубель, «Царевна Лебедь»(слайд
№77)
В.Конашевич, «Царевна Лебедь»(слайд
№78)
И.Билибин, «Комар над морем»(слайд
№79)
А.Конашевич, «Погоня»(слайд№80)

Февраль

Сказка в музыке

2

Рисование. «Портреты любимых героев
сказок»

2

С.Коненков, «Леший»(слайд №83)
В.Васнецов. «Снегурочка в лесу»(слайд
№810
В.Васнецов, «Снегурочка в
лесу»(фрагмент)(слайд №82)
В.Васнецов, «Заречная слободка
Берендеевка»(эскиз декорации)(слайд
№84)
В.Васнецов. «Берендейки»,
«Купава»(эскизы
костюмов)(слайд85,86)
В.Васнецов, «Царь Берендей»(слайд
№88)
В.Васнецов, «Палаты Царя
Берендея»(эскиз декораций)(слайд
№89)

В.Васнецов, «Снегурочка»(эскиз
костюма)(слайд №87),В.Васнецов,
«Снегурочка и Лель»(эскизы
костюмов)(слайд №90)
К.Коровин, «Северная
идиллия»(фрагмент)(слайд №91)
Н.Бабурин, «Снегурочка»(слайд №92)
Рисование. «Снегурочка в шубке»
Март

Сказка в музыке

4

Знакомство с балетом сказкой "Спящая
красавица", чтение сказки, изучение
музыкального характера Фей и
сравнение с литературным
произведением, просмотр балета.
Сравнение образов фей.

Апрель

Музыка бывает

4

разной

Г.Островский, «Портрет
неизвестной»(слайд№97);
В.Борисов-Мусатов, ) «Дама на
веранде»(слайд№98);
А.Менцель, «Концерт»(слайд №99)

Май

Мы играем и поем

4

Знакомство с музыкальными
инструментами программа "Наш
веселый оркестр"И.Каплунова, игра на
музыкальных инструментах

3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
В кабинете находится фортепиано,

музыкальный центр, телевизор, DVD

проигрыватель.
- Методическая литература для педагога: Программа «Синтез» К.Тарасовой,
Т.Рубан.
- Портреты композиторов;
- Репродукции картин;
- Детские музыкальные инструменты;

3.2 Интернет-ресурсы
3.3 Список литературы
1. Методическое сопровождение 5,6,7 год жизни
2. Хрестоматия, авторы: К. Тарасова, Т. Рубан, М. Петрова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».