Малыш Microsoft Word

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Невьянского
городского округа детский сад № 44 "Солнышко" с корпусом №2 "Калинка"

Дополнительная образовательная программа

«Малыш»

Авторы программы: В.Петрова.
Рекомендована Министерством образования РФ.

г. Невьянск
2021

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка........................................................................................
1.2Цели и задачи программы............................................................................
1.3Принципы и подходы в организации образовательного процесса............
1.4Планируемые результаты..........................................................................
2. Содержательный раздел.....................................................................
2.1 Перспективное планирование.............................................................
3. Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение…………………………………………..
3.2 Интернет-ресурсы…………………………………………………
3.3 Список литературы………………………………………………

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования
признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в
ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Все чаще говорится о
необходимости формирования личности через культуру о воспитании
человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать
ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни в детском саду и
в семье дети не получают возможности соприкасаться с подлинными
шедеврами

мировой

музыкальной

культуры.

В

детском

саду

они

воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку
репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети
слышат, как правило, лишь развлекательную музыку. В результате ребенок в
дошкольном детстве, сензитивном к усвоению опыта, не может постичь,
подобно

освоению

родного

языка,

семантику

музыкальной

речи,

«интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Разработанная
автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и
младшем

дошкольном

возрасте,

музыкально-интонационного

опыта

восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности,
подобно

овладению

ребенком

речью.

Теоретико-методологическим

фундаментом программы явились философские и психолого-педагогические
концепции о поисках синтеза познавательной, ценностно-ориентационной и
творческой деятельности и общения в процессе освоения человеком
культурных ценностей.
Программа «Малыш» В. Петровой интересна тем, что ставит своей целью
развитие музыкального восприятия детей от двух до четырех лет. Имеет
широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в
мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом.

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия
детей от двух до четырех. Имеет широкий образовательный аспект. Ее
содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и
художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип
интегрированного

подхода,

при

котором

музыкальные

произведения

рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного
искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом
искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные
детям произведения классического искусства и фольклора. Рекомендована
Министерством образования РФ.
В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором
музыкальные

произведения

рассматриваются

в едином

комплексе с

произведениями изобразительного искусства и художественной литературы.
При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В
программу вошли доступные детям произведения классического искусства и
фольклора.
«Малыш» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе
синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Автор программы
основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития
человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало
в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы
хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства автор
использует на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность
соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения,
усиления образной выразительности»
Автор считает, что полноценное восприятие и осознание человеком
произведений

любого

искусства

возможны

только

при

наличии

элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого
рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте,

поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и
синкретический характер художественно-творческой деятельности»
Наиболее плодотворным, по мнению автора является синтез музыки,
живописи, литературы, дающей большие возможности для развития
художественной культуры ребенка.
Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов
организации музыкальных занятий с детьми:
 Специальный подбор музыкального репертуара;
 Использование синтеза искусств;
 Использование на занятиях по слушанию музыки других видов
музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в
оркестре, дирижирования.

1.2Цели и задачи программы
Цели:
 Создание условий для развития предпосылок ценностно смыслового
восприятия и понимания произведений музыкального искусства,
восприятия

музыки,

реализации

самостоятельной

творческой

деятельности.
 Формирование

основ

музыкальной

культуры,

ознакомление

с

элементарными музыкальными понятиями, воспитание эмоциональной
отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать,
выполнять простейшие танцевальные движения.
2. Учить детей внимательно слушать спокойные

и бодрые песни,

музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и
эмоционально реагировать на содержание.
3. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание).
4. Вызывать активность детей при подпевании и пении, выполнение
ритмических и танцевальных движений.
5. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки, через
произведения искусства (музыки, живописи и литературы)

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Принципы:
Основной принцип построения программы - тематический. Данный принцип
позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с
жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует
поддержанию интереса к занятиям.
В дошкольном возрасте дети накапливают опыт представлений о первичных
жанрах на репертуаре классической и народной музыки, опыт музыкальной
деятельности.

1.4 Планируемые результаты
- Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности;
- Повышение их самооценки и уверенности в себе;
-Достижение

оптимальной

психологической

адаптированности

к

образовательному процессу;
-Формирование музыкальных, художественных умений и навыков;
-Развитие у воспитанников умения прислушиваться к песне, участие в пении;
-Развитие умения двигаться ритмично;
-Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и
сказочных образов;
- Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера;
-Знать жанры искусства;
-Музицировать на музыкальных инструментах.

Тематические блоки
Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и
даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 2 - 4.
Предлагаемые

в

программе

произведения

визуальных

искусств

не

ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях,
персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные
произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на
уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка,
стимулирует его образное мышление.

Работа

по

программе

предполагает

вариативности

занятий.

Автор

рекомендует выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и
проводить его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с
программой

входят:

«Хрестоматия

музыкального

репертуара»,

«Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных
произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.
Формы реализации
Программа реализуется в форме организованной образовательной
деятельности. Занятия сюжетного характера, проходят два раза в неделю.
Возраст детей: с 2 до 4 лет.

2. Содержательный раздел Предлагаемая подборка репертуара программы
позволяет выстраивать занятия вокруг какого- либо темы, объединять их
сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Развитие
образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных
сюжетов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению
их творчества разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Тематическое планирование

Месяц

Тема

сентябрь

Солнышко и
дождик

октябрь

Количество
занятий
1

Тучка по небу
гуляет

1

Зайчик

1

Курочка и
петушок

1

Грибной
дождик

2

Осенние
листья

1

" Золотая

1

Методическое сопровождение
Народная закличка"Дождик"
Игра "Прогулка и дождик"
Слушание пьесы"Дождик"
Игра "Солнышко и дождик"М Картушина
Песня "Солнышко" Филлипенко
Песня "Дождик" Карасева
Изобразительная деятельность. Рисование :
«Зачем человеку зонт».(Силуэты зонтиков и
трафареты различных украшений ).
Танцевальная композиция "Тучка"
Песня "Непослушный дождик"слушание
Ритмическая игра"Капли"
Шумовой оркестр" Веселый дождь"
Игра " Тучка улыбается и сердится"
Изобразительная деятельность.Аппликация :
«И плывут по небу облака»(Картон и вата)
Обсуждение, на что похожи облака на
рисунке.
" Зайка" русская народная мелодия
Игра "Зайцы и лиса"
Игра " Прыг прыг заинька"
Серый зайка умывается Карасева
Игра с зайчиком
Изобразительная деятельность. Рисование .
«Шубка для зайчика» .(Тафарет зайчика )
Игра "Курочка и цыплята"Вихарева
Песня " Петушок"
Слушание "Цыплята" Филлипенко
Танцевальная игра"Веселые зверята"
Изобразительная деятельность .Рисование :
«Веселые цыплята»
Игра " Под грибком"
Песня про дождик
Пальчиковая игра " Грибной дождик"
Игра" Лягушка и дождик"
Ритмическая игра " Туча", Грибы большие и
маленькие.
Изобразительная деятельность. Рисование .
«Дождевые капли»
Повтор песен о дождике
Игра" Падают листья"
Двигательное упражнение " Осенние листья"
Пальчиковая игра " Осенний букет"
Изобразительная деятельность. Рисование.
«Поможем Осени ,раскрасить листья»
(Трафареты листьев)
Игра с лужами танцевальная игра

осень"

Пальчиковая игра "Прогулка"
Игра " Листопад"
Песня " Осень"
Игра " Ветер"
Оркестр колокольчиков
Хоровод " Мы в лесу гуляли.
Изобразительная деятельность. Рисование «В
нашем лесу листопад»

ноябрь

декабрь

Мои друзья

2

Песня " Кошка"
Игра " Васька кот", кот и мыши, точит кошка
коготки.
Ритмическая игра " Жили мыши на
квартире", В нашем маленьком домишке и
т.д.
Песня " Жучка", игра " Барбос и птички",
игра с собачкой.
Изобразительная деятельность.
Рисование «Мой добрый маленький друг»

Осенние
подарки

1

Осень славная
пора

1

Ритмическая игра " Поезд",пальчиковая игра
" Осенний букет", игра " Репка"
Песня " Огородная хороводная", беседа об
урожае,
Игра " Маленький ежик"
Изобразительная деятельность.
Рисование «Колючая сказка»
Пение знакомых песен по желанию
( дождик, осень, зайка, и т.д.)
Оркестр шумовой " Мы рисуем осень"
Повтор пальчиковых игр, танцевальные
композиции : игра с лужами, веселые зверята,
тучка,
Ритмические игры
Изобразительная деятельность.
Аппликация . «Танец осенних листьев»

Холодно

1

Зима в лесу

1

Мы шагаем по сугробам,
Ритмическая игра " Снежинки"
Песня " К нам пришла зима" Е.Лагутиной
" Зимушка" М. Картушиной
Упражнение " Снег- снежок"
Изобразительная деятельность.
Рисование. «Зимняя картина»
Рассматривание иллюстраций о зиме
Физкультминутка " Метель"
"Зимняя игра"

январь

февраль

Дед Мороз
спешит на
елку

1

Украшаем
елочку

1

Снеговик

2

Белые
снежинки

2

Как
снеговики
солнце
искали

1

Лошадка

1

Песня " Зима"
Ритмическая игра " Снежок"
Ритмическая игра " Следы зверей
Изобразительная деятельность.
Рисование. «В метель»
Ритмическое упражнение " Снежинки"
Песни о зиме на усмотрение педагога
Игра " Снежинки и Дед Мороз"
Песня " Как у дедушки Мороза"
Новогодние хороводы Зимняя игра.
Изобразительная деятельность.
Рисование. «Варежка для Деда Мороза».
Физкультминутка" Наша елка"
Музыкальная игра " Колокольчики звенят"
Танец с фонариками
Пальчиковая игра " Наряжаем елочку"
Ритмическая игра"Зажигаем огоньки"
Игра "Колпачок"
Хороводная игра " Ой, мороз"
Двигательная игра" Лесные гости"
Изобразительная деятельность.
Рисование «Новогодний шарик»
Русская народная потешка" Ух, ты зимушказима"
Ритмическая игра " Снеговики и снежинки"
Игра " Метелица"
Пальчиковая игра " Снеговик"
Игра " Снежные колобки"
Танец Снеговиков
Повторение новогодних песен
Изобразительная деятельность.
Аппликация «Веселые снеговички»
Ритмическая игра " 2 зайчика"
Русская народная потешка " Метелица"
Игра " Заморожу"
Танец снежинок
Двигательное упражнение" Лесные гости"
Игра" Мы летаем как снежинки"
Народная игра" Рукавичка", " Волшебный
мешочек"
Изобразительная деятельность.
Аппликация +Рисование. «Морозные узоры»
Сказка про снеговика
Ритмическая игра " Шагают снеговики"
Двигательное упражнение " Снег"
Народная игра " Метелица"
Игра на музыкальных инструментах
Изобразительная деятельность.
Рисование. «Рисуем зимнюю картину»
Песня "Лошадка"
Игра " Быстроногая лошадка"

Стихи о лошадке
Слушание музыки про лошадку
Ритмическая игра " Лошадка"
Игра на деревянных ложках
Двигательное упражнение " Лошадка"
Песня" Но, лошадка"
Изобразительная деятельность.
Рисование. «Дымковская фантазия»

март

Апрель

Май

Зимние
забавы

2

Воробей

2

Маму
поздравляю

1

Весна
пришла

1

Капель

2

Мы играем и
поем

2

"Санки" упражнение в парах
Пальчиковая игра" Зима"
Песня " Пришла зима"М.Раухвергер
Двигательное упражнение " Вьюга"
Логоритмика " Как по снегу"
Изобразительная деятельность.
Рисование «Падает пушистый снег»
Игра с воробьем
Пальчиковая игра " Птичка, птичка"
Подвижная игра " Птички и кошка"
Песня " Воробушки весной" Т.Жабко
Танец " Птичка"
Изобразительная деятельность.
Лепка. «Накормим птичек»
Песня " Пирожки"Филиппенко
Танец " Оладушки"
Танец игра " Мамины помощники"
Пальчиковая игра" Мы маме помогаем"
Парный танец" Потанцуй со мной дружок"
Изобразительная деятельность.
Рисование. «Открытка для мамы»
Пальчиковая игра " Кап кап"
Речь с движением" Весна пришла"
Песня " Кап- кап"
Весенняя пляска
Подвижная игра " Ходим - бегаем"
Изобразительная деятельность.
Рассматривание репродукций картин
художников : И. Левитан ,В.Бакшеева
,А.Саврасов.
Пальчиковая игра " Апрель"
Музыкальная игра " Сосульки"
Игра на музыкальных инструментах
Песня" Кап кап, буль, буль"
Логоритмика"Капельки весны"
Слушание " Музыка весны"
Игра " Солнышко и дождик"
Изобразительная деятельность.
Игра" Тихо- громко"
Рисование. «Солнышко –колоколнышко»
Игра на музыкальных инструментах
Пение песенок о животных, насекомых

Мои
любимые
игрушки

2

,явлениях природы
Изобразительная деятельность.
«Май –весна цветов».Первоцветы в картинах
художников .Рисование .
Беседа о любимых игрушках,
Танец с игрушками
Подвижная игра" Моя игрушка"
Пальчиковая игра "Я люблю свою игрушку"
Музыкальная сказка " Игрушка"А.Барто
Изобразительная деятельность.
Рассматривание иллюстраций .Рисование
«Забавная игрушка»

3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
В кабинете находится фортепиано,

музыкальный центр, телевизор, DVD

проигрыватель.
- Методическая литература для педагога: Программа «Малыш» В. Петровой;
- Портреты композиторов;
- Репродукции картин;
- Детские музыкальные инструменты;
3.2. Список литературы
1. Методическое сопровождение;
2. Хрестоматия две части, автор: В. Петрова.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».