Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Невьянского городского округа детский сад № 44 "Солнышко" с корпусом №2 "Калинка" Дополнительная образовательная программа «Сольное пение» для детей дошкольного возраста (3-7 лет) Разработал: музыкальный руководитель Зоркова И.Н.. г. Невьянск 2021 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1Пояснительная записка...................................................................... 1.2 Актуальность.................................................................................... 1.3 Целевые ориентиры и задачи программы по вокальному развитию.. 2. Содержательный раздел 2.1 Основные направления вокального развития детей дошкольного возраста.................................................................................................................. 2.2 Технологии обучения и методические рекомендации по освоению программы................................................................................................................. 2.3 Методы и приемы обучения................................................................. 2.4 Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет....................................... Содержание работы по вокальному развитию для детей 3-4 лет 2.5 Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет..................................... Содержание работы по вокальному развитию для детей 4-5 лет 2.6 Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет Содержание работы по вокальному развитию для детей 5-6 лет 2.7 Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет Содержание работы по вокальному развитию для детей 6-7 лет 2.8 Направление работы по совершенствованию голосового аппарата 2.9 . Перспективное планирование 3. Организационный раздел 3.1 Структура занятий по вокальному пению детей дошкольного возраста 3.2 Методическое обеспечение учебного процесса 3.3 Программно-методический комплекс образовательного процесса 3.4 Интернет-ресурсы 3.5 Список рекомендуемой литературы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев (выдающийся русский психиатр). Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. В России уделяется большое внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена и деятельность дошкольных учреждений. Человек наделен от природы особым даром -голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. В данных условиях программа по вокальному развитию - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы музыкального руководителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование и развитие вокальных умений и навыков у воспитанников детского сада. Данная программа позволяет: - В условиях детского дошкольного учреждения через дополнительное образование расширить возможности образовательной области "Вокальное искусство"; - Формировать и развивать творческий потенциал и музыкальные способности воспитанников разных возрастных групп в вокальной студии за 4 года обучения соразмерно личной индивидуальности; - Включать в занятия по развитию вокальных способностей упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой; - Использовать речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развитие у детей чувство ритма, формирование дикции, артикуляции, введение в мир динамических оттенков, знакомство с музыкальными формами); - Использовать игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность; - Знакомить с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Южного Урала; - Песенный репертуар подобран с учетом природного, народного и светского календаря; тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности ДОУ. Программа реализуется в соответствии со следующими нормативными документами: - Законом РФ «Об образовании»; - Федеральный государственный образовательный дошкольного образования; - СанПиН от 22.июля 2010г.№ 91 от 20.12. 2010.№164. - Устав МБДОУ №44 "Солнышко"; -Образовательная программа МБДОУ №44 "Солнышко". стандарт 1.2 Актуальность Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Он дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокалом в ДОУ - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации формирование умений певческой личности. Программа деятельности и обеспечивает совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Содержание программы по вокальному развитию составлена с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: 1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится образования, активным становится в выборе субъектом содержания образования своего (далее - индивидуализация дошкольного образования); 2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности; 6. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 7. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Представленная дошкольного возраста программа по обеспечивает вокальному развитию преемственность с детей примерными основными образовательными программами дошкольного образования. Данная рабочая музыкального программа руководителя, является нормативным характеризующей систему документом организации образовательной деятельности педагога по вокальному развитию. Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной осуществляется в педагогической соответствии с модели требованиями образования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы по вокальному развитию составляют: - Образовательная учреждения; программа дошкольного образовательного - Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические содержанию и организации требования режима к устройству, работы дошкольных образовательных организаций". Содержание программы по вокальному развитию детей дошкольного возраста может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей: - «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов вокальной деятельности); - «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей); - «Физическое развитие» (развитие правильного диафрагмального дыхания, правильной зрительного восприятия). осанки, развитие мелкой моторики рук, 1.3 Целевые ориентиры и задачи программы по вокальному развитию В соответствии с Приказом МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации программы, а также от её характера, особенностей развития детей и организации, реализующей программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…». Целевые ориентиры: Целью данной программы является развитие творческого потенциала ребенка, формирование его эстетической культуры, посредством приобщения к вокальному искусству. - Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); - Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; - Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения; - Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание); - Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом; - Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание; - Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него; - Активно участвовать в выполнении творческих заданий; - Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложны песни и мелодии. Задачи: 1. Формирование устойчивого интереса к пению; 2. Обучение выразительному пению; 4. Обучение певческим навыкам; 4.Развитие слуха и голоса детей; 5. Формирование голосового аппарата; 6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма; 7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей; 8. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества); 9. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Основные направления образовательной работы по вокальному развитию детей дошкольного возраста: - При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса; - Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения; - Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах; - Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами; - Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения; - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; - Работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот; - Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению. Интеграция с образовательными областями "Физическое развитие" Развитие физических качеств в музыкальноритмической деятельности. Использование на занятии музыкально-ритмических игр, физкультминуток. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. "Художественно-эстетическое развитие" Привить детям любовь к пению, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитать художественный вкус. Развитие у детей творческой инициативности. "Познание" Расширение кругозора детей в области музыкального искусства, сенсорное развитие. Формирование представлений о вокальной культуре и вокальном искусстве. "Социально-коммуникативное Развитие всех компонентов устной речи в развитие" вокально-игровой деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. "Речевое развитие" Использование вокальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия детской художественной литературы, развитие артикуляционного аппарата, развитие слухового восприятия; развитие активного словаря. 2.2 Технологии обучения - Игровая технология; - Технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов); - Технология проблемного обучения; - Технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.); - Проектная технология. Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности Игровая технология Концептуальные идеи и принципы: - игра - ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения; - игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности; - постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий; - игра, как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует; - использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины; - цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут; - механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации. Технология, опирающиеся на познавательный интерес Концептуальные идеи и принципы: - активный познавательной деятельностный потребности с способ обучения включением (удовлетворение этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности); - обучение с учётом закономерностей детского развития; - опережающее личностное развитие педагогическое (ориентировка воздействие, на стимулирующее «зону ближайшего развития ребёнка»); - ребёнок является полноценным субъектом деятельности. Технология проблемного обучения Концептуальные идеи и принципы: - создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками; - целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей; - проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации; - проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям; - проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Технология сотрудничества Концептуальные идеи и принципы: - позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность; - уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности; - неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности; - диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок родители; - сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике; - сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. раскованными, учатся Проектная технология Концептуальные идеи и принципы: - развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды; - особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы; - способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию); - интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая определенной областью деятельность; - завершение процесса овладения практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Методические рекомендации по освоению программы Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Каковы же условия успешного формирования способностей ребёнка? В качестве основного условия можно выделить раннее начало развития этих самых способностей. Ещё одним важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умение максимально напрячься в деле достижения цели. Способности развиваются успешнее, если человек в своей деятельности чаще добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. Можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать ещё одно условие: надо предоставлять ребёнку большую свободу в выборе видов деятельности, в их чередовании. И ещё один неотъемлемый повышенная компонент мотивация. Она успешного развития способностей - обеспечивает более интенсивную, активную и самоорганизующую деятельность ребёнка, направленную на достижение результата, поставленного им же самим. И наоборот, неправильное обращение с мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребёнка и засушить его способности. В процессе воспитания творческих способностей очень важна семья, её поддержка, забота, понимание. Семья имеет непосредственное отношение к развитию личности и одарённости ребёнка. Поддержка семьи – принятие творчества ребёнка; помощь в реализации его творческого продукта; создание не только материальных, но обязательно моральных, психологических условий. В музыкальном обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста первостепенная роль отводится игровой деятельности, движению, экспериментированию, развитию творческих способностей ребёнка. В этой связи следует особо отметить уникальность преподавания эстрадного пения при разнообразном использовании различных видов искусств – пение, движение под музыку, игра на детских шумовых инструментах, слушание музыки, музыкальный анализ, музыкальное сочинительство и другое. Замечено, что при обучении пению у детей дошкольного и младшего школьного возраста существенно повышается уровень читательских, счётноарифметических, письменно-графических навыков, так как во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, а также улучшается эмоциональный настрой ребёнка. Такие занятия помогают снять психическое напряжение и повышают интеллектуальную деятельность, обеспечивая во время урока необходимую двигательную активность данной возрастной категории. 2.3 Методы и приемы обучения Методы вокальной педагогики отражают специфику певческой деятельности. К ним относятся : концентрический, фонетический, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: 1. Знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) 2. Работа над вокальными и хоровыми навыками; 3. Проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором). Приемы работы над отдельным произведением: 1. Пение песни с закрытым ртом; 2 .Пение песни на определенный слог; 3. Проговаривание согласных в конце слова; 4. Произношение слов шепотом в ритме песни; 5. Выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; 6. Настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук); 7. Остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования; 8. Анализ направления мелодии; 9. Использование элементов дирижирования; 10. Пение без сопровождения; 11. Зрительная, моторная наглядность. Приемы звуковедения: 1. Выразительный показ (рекомендуется a cappella) 2. Образные упражнения; 3. Оценка качества исполнение песни. Формы по реализации основных задач программы 1. Коллективная работа; 2. Индивидуальная работа (соло, трио, дуэты); - Концертные выступления; - Участие в творческих городских и международных конкурсах. 2.4 Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. надо Содержание работы по вокальному развитию для детей от 3-4 лет Цель вокального развития детей: формировать и развивать звуковысотный слух детей, способствовать развитию музыкальной памяти, развивать мелкую моторику детей для становления развёрнутой речи. Задачи: - Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково); - Развивать, по средствам песенок-распевок звуковысотный слух детей; - Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу; - Знакомить детей инструментами (дудочкой, барабаном), также а их с некоторыми металлофоном, звучанием; детскими музыкальными колокольчиком, способствовать бубном, приобретению элементарных навыков подыгрывания на них. На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. 2.5 Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. мышление. Начинает Дети оказываются способными развиваться образное использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается доступной устойчивость внимания. Ребенку оказывается сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая Развивается грамматическая сторона словотворчеством структура речи, рифмы. речи. Дошкольники занимаются на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной. Содержание работы по вокальному развитию детей от 4-5 лет Дети средней группы уже имеют достаточный вокальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды вокальной деятельности. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических играх. На занятиях, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре - си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него. Цель вокального развития детей: формировать развитие чувства ритма, продолжать формировать и развивать звуковысотный слух детей, способствовать развитию музыкальной памяти, развивать мелкую моторику детей для становления развёрнутой речи. Задачи: - Формировать умение детей различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы); - Развивать умение детей узнавать песни по мелодии; - Продолжать развивать умение детей петь протяжно, четко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение; - Развивать умение детей инсценировать (совместно с педагогом) песни, хороводы; - Формировать умение детей играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. 2.6 Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, украшать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы представления о конструируемых ими объектах. действий и обобщенные Содержание работы по вокальному развитию детей от 5-6 лет Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу вокальной студии два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: -песни хором в унисон -хоровыми группами (дуэт, трио и т.д) -тембровыми подгруппами -при включении в хор солистов -пение под фонограмму. -пение по нотам Цель вокального развития детей: формирование правильного диафрагмального дыхания, правильного звукообразования, четкость дикции. Задачи: - Формировать умение детей различать звуки по высоте (в пределах септимы; -Развивать звуковысотный слух детей; - Развивать голосовой аппарат, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон; - Побуждать к проявлению творческих способностей в самостоятельном исполнении песен; - Развитие чувства эмпатии и соучастия в единой творческой деятельности; 2.7 Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Содержание работы по вокальному развитию детей от 6-7 лет У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально–слуховая координация. В вокальной работе с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию. Цель вокального развития детей: формирование правильного диафрагмального дыхания, правильного звукообразования, четкость дикции. - Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. - Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса. - Развитие умений различать звуки по высоте; - Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции. - Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни. - Совершенствование вокально-хоровых навыков. Задачи: - Формировать умение детей различать звуки по высоте (в пределах октавы; - Формирование интереса к вокальному искусству; - Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию; - Продолжать развивать музыкальный слух, формировать координацию слуха и голоса; - Продолжать развивать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения), - Совершенствовать вокально-хоровые навыки детей. 2.8 Направления работы по совершенствованию голосового аппарата Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач: ▪Певческая установка 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя. ▪Дыхание Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания: 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); 2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу). С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же здоровьеоберегающую привычка делать функцию вдох через нос (общегигиеническое имеет значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. ▪Артикуляционная работа. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует: а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции; б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». ▪Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания. ▪Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения. ▪Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения. ▪Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. ▪Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато. ▪Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. ▪Формирование сценической культуры. Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, вокально-техническую развитие вокально-хоровых деятельность с работой выразительности и созданию сценического образа. навыков по сочетает музыкальной 2.9 Перспективное планирование Перспективный план по вокальному развитию детей 3-4 лет Задачи работы на первый квартал Упражнения на развитие звуковысотного слуха: Формировать развитие у детей звуковысотного слуха. Развивать умение детей чисто интонировать. Упражнения на развитие динамического слуха: Формировать умение детей менять динамику исполнения песни, совпадая с динамикой музыкального сопровождения. Развивать умение детей различать «f» и «p». Пальчиковая игра: Формировать у детей игровые навыки Развивать мелкую моторику детей Пение: Формировать умение детей петь напевно, спокойно. Развивать умение детей вместе начинать и заканчивать песню. Продолжать развивать умение детей чётко произносить слова песен. Логоритмические упражнения: Формировать умение детей координировать пение и движение. Развивать речевые навыки детей. Музыкально – ритмическая игра: Формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Развивать умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР Сентябрь Упражнение на развитие звуковысотного слуха: 1. «Пора начинать» - муз. Е.Железновой 2. «Котёнок» - муз. Е.Железновой Упражнение на развитие динамического слуха: 1. «Водичка» - русская народная прибаутка 2. «Дождик» - муз. Н.Езовских Пальчиковая игра: «Маленькая Катя» - муз. Е.Железновой Пение: «Во дворе на солнышке» - муз. Л.Раздобарина Логоритмические упражнения: «Вот как солнышко встаёт» - муз. И.Каплуновой. Музыкальная игра: «На диване» - муз. Е.Железновой Октябрь Упражнение на развитие звуковысотного слуха: 1. «Часики» - муз. И.Новоскольцевой. 2. «Мошка» - муз. Е.Железновой Упражнение на развитие динамического слуха: 1. «Гуси» - муз. Е.Железновой 2. «Чистюля» - муз. Е.Железновой Пальчиковая игра: «В гнезде» - муз. Е.Железновой Пение: «Маленькие ёжики» - муз. Л.Раздобарина Логоритмические упражнения: «Утренняя песенка» - муз. Е.Железновой. Музыкальная игра: «Пугало» - муз. Е.Железновой Ноябрь Упражнение на развитие звуковысотного слуха: 1. «Котёнок» - муз. Е.Железновой 2. «Щенок» - муз. Е.Железновой Упражнение на развитие динамического слуха: 1. «Медведь и медвежонок» - муз. Н.Езовских. 2. «Тихо-громко» - муз. Е.Тиличеевой Пальчиковая игра: «Мои вещи» - муз. Е.Железновой Пение: «Зимняя песенка» - муз. С.Савельева Логоритмические упражнения: «В лесу» - автор Картушина Музыкальная игра: «Тихо, куколка» - муз. Е.Железновой. Задачи работы на второй квартал Упражнения на развитие звуковысотного слуха: Формировать умение детей различать звуки по высоте. Продолжать развивать умение детей чисто интонировать. Упражнения на развитие динамического слуха: исполнения Продолжать формировать умение детей менять динамику песни, совпадая с динамикой музыкального сопровождения. Продолжать развивать умение детей различать «f» и «p». Пальчиковая игра: Продолжать формировать у детей игровые навыки. Продолжать развивать мелкую моторику детей. Пение: Формировать умение детей исполнять песню, выразительно передавая её задорный характер. Продолжать развивать умение детей вместе начинать и заканчивать песню. Логоритмические упражнения: Продолжать формировать умение детей координировать пение и движение. Продолжать развивать речевые навыки детей. Музыкально – ритмическая игра: Продолжать формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Продолжать развивать умение детей менять движения в соответствии с игровым заданием. самостоятельно ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР Декабрь Упражнение на развитие звуковысотного слуха: 1. «Лягушки» -муз. Е.Железновой 2. «Лошадка» - муз. И.Новоскольцевой Упражнение на развитие динамического слуха: 1. «Ветер и ветерок» - муз. Н.Езовских 2. «Спокойная песенка» - муз. И.Каплуновой Пальчиковая игра: «Перчатка» - муз. Е.Железновой Пение: «Ах, какой весёлый дед Мороз» - муз. А.Филипенко Логоритмические упражнения: «Весёлые ладошки» - муз. И. Новоскольцевой Музыкальная игра: «На саночках» - муз. Е.Тиличеевой Январь Упражнение на развитие звуковысотного слуха: «Снеговик» - муз. Е. Железновой Упражнение на развитие динамического слуха: «Вот мишутка маленький» - русская народная прибаутка Пальчиковая игра: «Замок» - муз. Е.Железновой Пение: «Зимняя песенка» - муз. С. Савельева «Ах, какой весёлый дед Мороз» - муз. А.Филипенко Логоритмические упражнения: «Ну-ка повторяйте» - муз. Е.Железновой Музыкальная игра: «Автобус» - муз. Е.Железновой Февраль Упражнение на развитие звуковысотного слуха: 1. «Бычок» - муз. Е.Железновой 2. «Шла лисичка» - муз. Е.Тиличеевой Упражнение на развитие динамического слуха: 1. «Чистюля» - муз. Е.Железновй. 2. «Тихие-громкие звоночки» - муз. Е.Тиличеевой Пальчиковая игра: «Дом» - муз. Е.Железновой Пение: «Козлёнок и мама» - муз. Г.Струве Логоритмические упражнения: «По кругу мы шагаем»– муз. Е.Железновой Музыкальная игра: «Вышли мышки как-то раз» - разработка Н.Езовских Задачи работы на третий квартал Упражнения на развитие звуковысотного слуха: Продолжать формировать умение детей различать звуки по высоте. Закреплять умение детей чисто интонировать. Упражнения на развитие динамического слуха: Развивать умение детей менять динамику исполнения песни, совпадая с динамикой музыкального сопровождения. Закреплять умение детей различать «f» и «p». Пальчиковая игра: Развивать у детей игровые навыки. Продолжать развивать мелкую моторику детей Пение: Развивать умение детей исполнять песни разного характера, чисто интонируя мелодию. Закреплять умение детей вместе начинать и заканчивать песню. Логоритмические упражнения: Развивать умение детей координировать пение и движение. Продолжать развивать речевые навыки детей. Музыкально – ритмическая игра: Развивать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. Закреплять умение детей самостоятельно менять движения в соответствии с игровым заданием. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР Март Упражнение на развитие звуковысотного слуха: 1. «Куколка» - муз. Е.Железновой. 2. «Ослик» - муз. Е.Железновой. Упражнение на развитие динамического слуха: 1. «Прилетайте птички» - русская народная прибаутка. 2. «Повторяй за мной» - муз. Н.Езовских. Пальчиковая игра: «Поросята» - муз. Е.Железновой. Пение: «Весёлый жук» - В. Краевой. Логоритмические упражнения: «Сороконожка» - муз. Е.Железновой. Музыкальная игра: «Мы скакали» - муз. Е.Железновой. Апрель Упражнение на развитие звуковысотного слуха: 1. «Качели» - муз. Е.Тиличеевой. 2. «Мишка» - муз. Е.Железновой. Упражнение на развитие динамического слуха: 1. «Лодочка» - муз. Е.Железновой. 2. «Топаем-хлопаем» - муз. Н.Езовских. Пальчиковая игра: «Мальчик с пальчик» - муз. Е.Железновой. Пение: «Весёлые медвежата» - муз .Е. Попляновой. Логоритмические упражнения: «Червячки» - муз. Е.Железновой. Музыкальная игра: «Вместе с нами» - муз. Е.Железновой. Март Упражнение на развитие звуковысотного слуха: 1. «В машине» - муз. Е.Железновой. 2.«Часы» - муз. Е.Железновой. Упражнение на развитие динамического слуха: 1. «Ворона» - муз. Е.Железновой. 2.«Тихо - громко» - муз. Е.Тиличеевой. Пальчиковая игра: «Краб» - муз. Е.Железновой. Пение: «Весёлый и грустный утёнок» - муз. Е.Попляновой. Логоритмические упражнения: «Вот лошадки» – муз. Е.Железновой. Музыкальная игра: «Охотник и заяц» - муз. Е.Железновой. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Структура занятий по вокальному развитию детей дошкольного возраста Вводная часть - Приветствие; - Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания). Основная часть Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. Пауза Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка). Заключительная часть Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. 3.2 Методическое обеспечение учебного процесса Спецификой методики музыкального музыкального искусства воспитания: определяются единство принципы эмоционального и сознательного, художественного и технического. При реализации программы используются дидактические принципы музыкального процесса: - принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития детей; - принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения; - принцип связи музыкального обучения с жизнью; - принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к занятиям музыкой; - принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность педагога на занятии и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого ребенка, фиксацией их музыкальных способностей, Методы музыкального воспитания, которые используются при реализации программы, предполагают различные способы совместной деятельности музыкального руководителя и ребенка. Их разнообразие определяется спецификой жанра вокального пения: - метод стимулирования музыкальной деятельности (применяется для создания эмоциональной творческой атмосферы, которая необходима при репетициях); - метод эмоционального воздействия (умение руководителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами, игрой на инструменте); - создание ситуации успеха (особенно необходимой в тех случаях, когда дети проявляют старание, но, в силу личностных особенностей, испытывают определенные затруднения, например, из-за отсутствия координации между слухом и голосом не могут достичь чистого интонирования и т.п.); - игровые ситуации (помогают поддержать интерес к ансамблевым занятиям, вовремя сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление); - создание проблемно-поисковых ситуаций, которые активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание детей, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творческие способности); - метод сравнения (предполагает анализ музыки, а значит, умение детей вслушиваться в нее, следить за изменениями звучания и развития музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы); - метод создания художественного контекста (направлен на развитие общей культуры учащихся через знакомство с различными культурноисторическими направлениями). 3.3 процесса Программно-методический комплекс образовательного - Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах; - Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой – при работе над песней; - Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах; - Артикуляционная гимнастика; - Программы, сценарии концертов; - Сборники песен, попевок; - Магнитола, CD-диски, флеш-носитель - фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности; - Ноутбук - презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями; - Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, пособия) - Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста; - Песенный репертуар; - Мультимедийное оборудование; - Микрофоны; - Наглядные пособия: портреты музыкальными инструментами. композиторов, карточки с 3.4 Интернет - ресурсы 1. http://muzruk.info/ - все для учителя музыки (теория музыки и др.) 2. http://muza-live.ucoz.ru/dir/21-1-2 -самый разнообразный материал, включая каталог сайтов, нотные архивы, музыкальные энциклопедии. 3. http://mxk-guru.narod.ru/index.html -разработки уроков, программы по возрастам 4. http://pedsovet.su/load/94 - презентации, разработки уроков, документы и др. 5. http://muza-live.ucoz.ru/dir/21 - информация для учителя музыки. 6. http://www.l-medvedeva.ru/ - сайт учителя музыки Л.Медведевой (разработки мероприятий, уроков. презентации и др.) 7. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ - копилка методических материалов. 8. http://marina0setrova.ucoz.ru/load/ - разработки уроков. 9. http://tatianawirokova.ucoz.ru/load - авторский сайт с различным аудио, видеоматериалом разработками. 10 http://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=162 - все для учителя музыки, материал самый разнообразный 11. http://sojuz.at.ua/load/12 - музыкальный софт 12. http://www.sojuz.at.ua/dir/10 - полезные ссылки http://www.musicandi.ru/ - разработки мероприятия, коллекция музыки и др. уроков, планирование, 3.5 Список рекомендуемой литературы 1. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. М.: Скрипторий 2003, 2010. 2. Поплянова Е.М. Палочки скакалочки. Челябинск: Типография Автограф, 2008г. 3. Галянт, И.Г. Технология по программе «ОРФЕЙ» [Текст] / И.А. Галянт. – Челябинск, 2000. 4. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с. 5. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМПРЕСС, 2000.- 33 с. 6. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с. 7. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5 8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г 9. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г 10. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г. 11. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с. 12. В.В. Емельянов “Развитие голоса. Координация и тренаж” – СПб, 1997. 13. Д. Демченко “Вокальные игры с детьми” – М., 2000. 14. Кирюшин “Развивающие песни для дошкольников” – М., 1994. 15. И. Кончева, А. Яковлева “Вокальный словарь” – Ленинград, “Музыка”, 1998.